Доброго времени суток!
Многие пользователи считают самым главным в компьютере видеокарту, некоторые процессор — а вот я думаю, что самое главное в любом устройстве (ноутбук, ПК, смартфон) — это монитор (экран).
Ведь от качества отображения информации на нем зависит не только как реалистично на нем будет отображаться фото или новая игра, но и наше зрение! 👀,
У любого монитора достаточно много всяких технических характеристик, которые малопонятны большинству (да и о которых, как правило, можно узнать, если только начать глубоко рыться в документах или использовать специальные программы и утилиты для диагностики устройства).
В этой статье я затрону САМЫЕ важные параметры, на которые обязательно нужно обратить внимание при выборе монитора для компьютера (ну или при покупке ноутбука). Надеюсь, информация окажется полезной, и вы правильно подберете себе экран для работы.
И так…
- Выбираем монитор: основные характеристики экрана
- Ноутбук
- Тип экрана (иногда пишут «Тип матрицы», или «Технология изготовления матрицы»)
- Диагональ экрана
- Разрешение экрана
- Название формата
- Плотность пикселей
- Покрытие экрана
- 3D-экран
- Сенсорный экран
- Компьютер (ПК)
- Производитель
- Соотношение сторон
- Время отклика
- Угол обзора по вертикали/горизонтали
- Изогнутый экран
- Частота обновления экрана
- Динамическое изменение частоты (FreeSync и G-Sync)
- Конструкция крепления и установки монитора
- Видео-разъемы
- Приятные «мелочи»
Выбираем монитор: основные характеристики экрана
Ноутбук
В качестве первого примера взял ноутбук средне-ценовой категории…
Предлагаю статью построить на примерах (на мой взгляд, это самый лучший вариант ).
Я взял для анализа один из ходовых ноутбуков средне-ценовой категории — Acer Aspire 5 A517. Характеристики его экрана (которые представлены рядом с ценниками) — я привел на скриншоте ниже. 👇,Пройдемся по всем эти параметрам по порядку…
Примечание: все характеристики экрана ноутбука аналогичны с обычным экраном для ПК. Так, что этот пример актуален для обоих вариантов.
Тип экрана (иногда пишут «Тип матрицы», или «Технология изготовления матрицы»)
Довольно важный параметр, от которого напрямую зависит качество картинки. Сейчас в продаже, чаще всего, встречаются следующие типы матриц:
- TN (или TN+Film как на скрине выше). Самый популярный тип матрицы, обеспечивает достаточно неплохую картинку, вкупе с низкой ценой. Из недостатков — хуже передает оттенки цветов, не так ярко и ‘сочно’ (пример см. ниже 👇,).
- IPS — более дорогой тип матрицы (можно найти в ноутбуках дороже 600$). Обеспечивает более яркую и контрастную картинку. Монитор на такой матрице особенно актуален для обработки фото и видео (правда, смотрите на время отклика, если оно выше 6 мс — могут наблюдаться проблемы с воспроизведением динамичных сцен в фильмах, играх, спорте и пр.),
- PLS — технология от компании Samsung, по качеству картинки такие экраны не уступают IPS (многие даже отмечают еще более яркую игру красок). Также обладают меньшим энергопотреблением. Правда, цена на них еще выше…
- VA (MVA, PVA) — что-то среднее между TN матрицами и IPS. Обеспечивают более яркую цветопередачу (хотя до IPS не дотягивают), и в то же время обладают низким временем отклика.
Более подробно о типах матриц и всех преимуществах/недостатках, можете найти в этой статье: https://avege.ru/matritsa-ips-tn-pls-monitor-faq.html
Диагональ экрана
Это длинна между противоположными углами экрана (обычно, между левым нижнем и правым верхним, как на скрине ниже). Задается она в дюймах (1 дюйм = 2,54 см). Т.е. если написано диагональ 17.3 дюйма — то это будет 17.3*2,54=43,942 см. Примерно около 44 см.
Считается, что чем больше размер экрана — тем лучше (особенно, если вы приобретаете его для просмотра фильмов). Но лично от себя, хочу добавить, что за слишком большим экраном далеко не всегда удобно работать.
Что касается ноутбуков, то самая распространенная диагональ 15.6 дюйма (также сейчас популярны ноутбуки с экраном в 17.3 дюймов). Первый вариант удобен при частых переносах устройства, второй — когда переносите от случая к случаю (неплохая замена обычному ПК).
Разрешение экрана
Многие путают диагональ и разрешение экрана, а это очень разные вещи. Диагональ — это габаритный размер экрана, а разрешение — это из сколько точек на экране будет формироваться изображение.
Чтобы понять, о чем речь, нужно сравнить одну и ту же картинку на разных экранах с разной диагональю (при одном и том же разрешении!).
На скрине ниже такой пример показан: на большом экране с низким разрешение — наблюдается небольшая зернистость изображения. Если бы экран был бы еще больше при том же разрешении — зернистость была бы еще выше!
Оптимальным разрешением для экрана ноутбуков:
- в 15.6 дюйма — составляет 1366×768 (некоторые ставят еще выше, например, 1600*900, но имейте ввиду, что, если диагональ небольшая, а разрешение будет слишком высоким — многие элементы станут мелкими, и чтобы разглядеть их — нужно напрягать зрение (в этом случае не забудьте масштабирование выставить в 150-200%),
- в 17.3 дюйма — составляет 1600*900 / 1920*1080.
Название формата
Всего лишь вспомогательный параметр, указывающий на разрешение (я бы вообще не смотрел так уж пристально на это — скорее это даже маркетинговый ход для любителей фильмов, везде же кричат: ‘HD..’).
Ниже приведен скриншот, увязывающий разрешение и название формата (скажем, если формат HD1080 — то разрешение 1920×1080).
Плотность пикселей
А вот этот параметр увязывает диагональ экрана и его разрешение (так сказать, соотношение между ними). Чем выше плотность пикселей — тем лучше и качественнее картинка на экране! Измеряется этот параметр в PPI: т.е. просто в характеристиках пишут, например, 106 PPI.
На сегодняшний день, я бы не рекомендовал выбирать мониторы, где плотность пикселей меньше 88 PPI (лучше даже не ниже 95), иначе рискуете, что изображение у вас будет зернистое.
Покрытие экрана
Есть два основных типа покрытия: матовое и глянцевое (так же есть различные производные от этих, например, антибликовое (по сути, то же матовое…)).
Глянцевая поверхность обладает лучшей цветопередачей, более яркий и глубокий черный цвет. Но на ней отражается все как в зеркале (что очень неудобно, когда на экране вдруг появятся блики от дневного света). На матовой поверхности бликов нет, но картинка на ней более тускла, цвета не такие яркие.
Более подробно разницу между матовым и глянцевым экраном, я разбирал в этой статье: https://avege.ru/glyantsevaya-ili-matovaya-monitor.html
3D-экран
Новомодная фишка последних лет (очень уж фильмы при этой технологии смотрятся реалистично).
Как правило, такие мониторы имеют высокую частоту обновления экрана (от 144 Гц и выше). В их функции так же есть такая фишка, как попеременный вывод на экран изображения для разных глаз. В комплекте к монитору идут 1-2 пары очков для полного погружения.
Сам я не очень поддерживаю все эти фишки с 3D (тем более, что мониторы такие стоят достаточно дорого).
Сенсорный экран
На таком типе экрана многие команды можно отдавать нажатием прямо на поверхность монитора. Обычно такой экран устанавливают на ноутбуки, которые можно свернуть как книжку, и использовать его в режиме планшета. В общем, полезная достаточно опция (особенно для некоторых пользователей).
Компьютер (ПК)
В качестве второго варианта, я решил взять типовой монитор для компьютера (на примере бюджетной модели HP 24es). Скрин с его характеристиками приведен ниже. Аналогичные параметры, рассмотренные выше, сейчас не описываю…
Производитель
В начале статьи я ничего не сказал про производителя… а ведь это очень важный момент. Мониторы с одинаковыми характеристиками, но разных производителей — могут показывать разную по качеству картинку. Здесь не выделю самого лучшего производителя, но скажу так, выбирайте того, кто уже зарекомендовал себя на рынке. 👇,
Каких производителей рекомендую я: Dell, NEC, HP, Acer, Hitachi, Samsung, LG.
Если уж даже возникнет какой-то вопрос по гарантии с магазином, в котором купили, можно будет хотя бы написать производителю вашего монитора.
Некоторые фирмы (например, Dell, Samsung), бывало, и так, что меняли старые мониторы на новые, в случае каких-то проблем, даже если и случай ‘не совсем’ гарантийный (просто фирма дорожит репутацией ).
Соотношение сторон
Наверное, почти все замечали, что мониторы бывают как напоминающие ‘квадрат’ по своим габаритам, так и вытянутые в длину в форме прямоугольника. Вот, как раз сей параметр и отвечает за габариты экрана (см. показательный пример на фото ниже).
Вообще, здесь дело вкуса — за каким удобнее работать вам, то соотношение и выбирайте.
Сейчас очень популярны мониторы 16:9 — на них удобно и фильмы смотреть, и заниматься работой. Табличка с соотношениями сторон и разрешениями экрана представлена ниже (выделенные разрешения одни из самых популярных на сегодняшний день).
Соотношение сторон | 4:3 | 5:4 | 16:9 | 16:10 |
---|---|---|---|---|
Разрешения для данного типа соотношения | 640×480 800×600 1024×768 1152×864 1280×960 1400×1050 1600×1200 | 1280×1024 | 1280×720 1360×768 1366×768 1600×900 1920×1080 | 1280×768 1280×800 1440×900 1600×1024 1680×1050 |
Время отклика
Очень важный параметр для IPS мониторов, особенно для тех пользователей, кто любит динамичные игры, фильмы (дело в том, что если брать TN матрицу — то у них, как правило, время отклика менее 5 мс — и на сей параметр можно не обращать внимание. За счет другой технологии — удается без проблем выдерживать это время). А вот у IPS, с временем отклика на недорогих мониторах, может быть ‘беда’…
Если вы любите динамичные сцены: разные игры в виде стрелялок, фильмы-боевики, спортивные трансляции и пр. — то выбирайте монитор с временем отклика не более 5 мс!
7 мс, которые представлены в характеристиках на скрине выше — может явно не хватить, и картинка начнет ‘плыть’ при быстрой смене изображения на экране.
Если вы не любите динамичных сцен (да и вообще не будете смотреть фильмы за этим монитором или играть) — то на этом параметре можно не зацикливаться.
Угол обзора по вертикали/горизонтали
Этот параметр отвечает за качество картинке, которую вы будете видеть, если посмотрите на монитор под определенным углом.
Например, на мониторах с TN матрицей есть такой недостаток — если вы посмотрите на монитор сбоку, сверху или снизу — качество картинки станет хуже (цвета меняются, блекнут, сложно различить, что он показывает).
На мониторах с ISP матрицей — подобного, как правило, не наблюдается (см. разницу на фото ниже). Т.е. чем выше параметр углов обзора — тем, как правило, лучше.
Однако, не всегда и не всем нужны большие углы обзора. Если, к примеру, вы работаете часто на улице (или в общественных местах) — то люди, сидящие сбоку — могут видеть, что вы делаете. А если угол обзора будет небольшим — то видеть будете только вы. Т.е. здесь, еще как посмотреть на эту характеристику… 👀,
Изогнутый экран
Изогнутый экран — новая фишка на больших мониторах (от 27 дюймов и выше). За счет того, что при просмотре картинки на таком мониторе начинает работать периферическое зрение — получаем эффект погружения! Подогнутые края, как бы делают картинку ближе к пользователю, окружая его со всех сторон.
Однако, если вы смотрите на экран не по центру, а сбоку (например, при просмотре фильма вдвоем или втроем) — то картинка становиться даже хуже, чем на обычном плоском экране. Так, что я бы рекомендовал очень внимательно отнестись к выбору такого монитора (кстати, цена на них несколько выше).
Частота обновления экрана
Этот параметр отвечает за то, сколько кадров в секунду покажет вам ваш монитор. Измеряется параметр в ГЦ (Герцах, или на английский манер — HZ).
Естественно, чем выше эта характеристика — тем лучше! Картинка будет идти более плавно, меньше наблюдается размытость, лучше сможете рассмотреть различные детали (см. показательный пример ниже).
Сразу хочу сказать, что если раньше на старых ЭЛТ-мониторах (это такие толстые, по полметра шириной) — 60 ГЦ было очень вредно для глаз (Если вы работаете за таким — то на них рекомендуется не менее 85 ГЦ, а лучше 100 ГЦ!), то на современных ЖК-мониторах — 60 ГЦ это оптимально, и достаточно для нормальной работы.
Есть мониторы подороже, поддерживающие и 100 ГЦ, и 144 ГЦ, и выше. Они обеспечивают более плавную и качественную картинку в различных динамичных сценах фильмов, игр и пр.: гонках, стрелялках, боевиках и т.д.
Чаще всего, кстати, такие мониторы на TN матрице (отклик 1-2 мс), на IPS тоже встречаются, но цена выше 1000$ (и по отзывам, картинка все равно не так динамично меняется, как на TN).
Кстати, важное замечание: помимо монитора в 100 ГЦ — у вас должна быть соответствующего уровня видеокарта. Если вы запустите на таком мониторе игру, а видеокарта у вас будет выдавать всего лишь 60 FPS (кадров в секунду) — то разница в картинке между монитором на 60 ГЦ и монитором на 100 ГЦ — не будет заметна!
Более подробно о FPS (что это, как его измерить, и увеличить) см. в этой статье: https://avege.ru/kak-uznat-fps-v-igre-i-povyisit-fps.html
Динамическое изменение частоты (FreeSync и G-Sync)
Сейчас в продаже есть мониторы с поддержкой технологии динамического изменения частоты обновления экрана: FreeSync (AMD) или G-Sync (nVidia).
Чтобы было проще понять, о чем речь — посмотрите на фото ниже: приведены два экрана, только на одном технология FreeSync включена, на другом выключена.
Суть в том, что эта технология позволяет достигать плавности движения изображения на экране при скорости рендеринга 30-60 FPS (кадров в секунду), что часто бывает в играх. К тому же, данная штука позволяет избавиться от разрывов на экране при отключенной вертикальной синхронизации.
G-Sync — технология закрытая, и совместима только с видеокартами от nVidia (минимальная частота кадров — от 30 FPS).
FreeSync — открытый стандарт VESA Adaptive-Sync под брендом AMD (будет поддерживаться любыми видеокартами). Минимальная частота кадров для FreeSync — 9 кадров/сек. В общем-то, технологии по своей работе — похожи, пока сказать, какая из них лучше, затруднительно…
Конструкция крепления и установки монитора
Обратите внимание на подставку монитора: она должна позволять поворачивать монитор влево/вправо, делать наклоны вниз/вверх, и регулировать высоту. Обычно, все современные поставки от проверенных брендов — это позволяют делать (это требование больше относится к китайским дешевым малоизвестным производителям).
Я бы еще рекомендовал проверить устойчивость подставки (аккуратно ). Некоторые подставки словно не держат монитор: легкое прикосновение и он может упасть…
Видео-разъемы
Чтобы вывести изображение от вашей видеокарты на монитор, используются специальные разъемы и кабели. Их довольно много, на сегодняшний день самые популярные эти:
- VGA (D-SUB) — старый аналоговый разъем, постепенно теряет популярность. Тем не менее, встречается еще на достаточно многих мониторах,
- DVI (DVI-I, DVI-D) — более современный разъем, обеспечивает довольно неплохую картинку, без искажений. Максимальное разрешение до 2560×1600 пикселей,
- HDMI — современный и самый популярный цифровой разъем. Поддерживает разрешение до 4K, может передавать как видео сигнал, так и аудио. Благодаря этому, ПК или ноутбук при помощи этого разъема можно подключать и к другим различным приставкам,
- DisplayPort — самый новый порт, позволяющий передавать и аудио, и видео сигнал одновременно. Встречается порт только в современных мониторах с большой диагональю (и то еще не во всех). Конкурент HDMI…
В помощь!
Как подключить монитор к ноутбуку / ПК — основные интерфейсы подключения
Приятные «мелочи»
Очень не лишним будет на мониторе такие штуки, как:
- дополнительные USB-порты на корпусе монитора. Не нужно будет дополнительно покупать различные удлинители, к тому же экономят место на рабочем столе,
- аудио-разъемы — позволят легко и быстро подключать колонки и наушники. Также весьма удобно,
- встроенные колонки — с одной стороны удобно, особенно для тех, кому не нужен очень уж качественный звук (экономят место, нет лишних проводов, все компактно). Для тех, кто ‘меломан’ — то скажу следующее: как правило, хорошую акустическую систему в монитор не встраивают, поэтому, на мой взгляд, если вам нужен качественный звук — это лишняя трата денег. Лучше выберите монитор с аудио-выходами, и к ним уже подключите хорошие колонки…